Производство дизельного двигателя М57 немецкой автомобильной компании BMW началось в 1998 г. и продолжалось в течение 15 лет. На дворе уже 2023 год, силовые агрегаты многочисленных модификаций М57-го движка постепенно устаревают, но остаются востребованными в среде автолюбителей благодаря высокой надёжности, экономичности. Для ознакомления с конструкцией, характеристиками, иными качествами дизелей БМВ серии М57 приверженцам иностранных моторов предлагается их краткий обзор.
- Общее описание двигателя М57: фото
- На какие автомобили ставился мотор БМВ М57
- Технические характеристики моторов серии BMW M57: M57d30 и другие
- Особенности конструкции дизеля М57
- Модификации двигателя BMW M57
- Сильные стороны мотора
- Недостатки, поломки и проблемы М57
- Регламент обслуживания и слабые места
- Тюнинг двигателя BMW M57
- Цена двигателя
Общее описание двигателя М57: фото
Всего насчитывается до десятка версий исполнения движка, отличающихся рабочим объёмом – 2.5-3.0 л, мощностью – 150-286 л. с. при неизменных 6 расположенных в ряд цилиндрах. Блок цилиндров мог быть отлитым из чугуна или алюминиевого сплава, а головка (ГБЦ) – всегда из алюминия и оснащалась 2-мя распредвалами с клапанным механизмом из 4 клапанов на каждый цилиндр. Распределительные валы приводятся в действие от коленвала с помощью цепной передачи.

Охлаждение водяное, все модели оснащены турбонаддувом с промежуточным охладителем воздуха – интеркулером. За время производства выпущено 3 поколения моторов:
- первые двигатели были с чугунным блоком цилиндров и одним турбокомпрессором Garrett GT2556V;
- моторы серии TU также с остовом из чугуна – с 2002 года и компрессорами марок GT2056V, GT2260V;
- движки с индексом TU2 (двойной наддув) в обозначении получили цилиндрические гнёзда в алюминиевой отливке, выпускались с 2005 г. в комплектации GT2260VK или парой турбокомпрессоров BorgWarner BV39 и K26.
На всех моторах М57 применена топливная система впрыска под названием Common Rail – разработка компании Bosch. Суть технологии заключается в подаче дизтоплива к форсункам от общего аккумулирующего устройства высокого давления, называемого топливной рампой.

На какие автомобили ставился мотор БМВ М57
Первые моторы серии устанавливались в 1998 г. на автомобилях BMW с кузовами Е39, Е38, Е46, а по мере совершенствования двигателя его ставили на другие модели концерна, включая кроссоверы и спорткупе. Список машин, комплектовавшихся турбодизелями М57 в различных их модификациях:
- BMW 3-Series: Е46 (кабриолет, седан, купе, универсал, компакт, туринг) до 2006 г., Е90-Е93 с 2005 по 2012 г.г.;
- БМВ 5 серии: Е39 – до 2004 года, Е60, Е61 – 2003-2010;
- 6-Series^ T63? T64 – 2007-2010 u/u/$
- BMW 7: Е38 – до 2001 г., Е65 – 2001-2008;
- модели кроссоверов БМВ: Х3 Е83 – джип 5-дверный, Х5 – Е53 и Е70, Х6 Е71 в период с 2001 по 2010 г.г.;
- Opel Omega B (V94) – 2001-2003 г.;
- Range Rover 3 поколения (L322) 2002-2006.
Самый мощный двигатель М57 серии TU2 – 3.0-литровый 286-сильный ДВС M57D30TÜTOP, который устанавливался на автомобили BMW вплоть до 2013 года. Это машины с кузовами: Е60 и Е61, Е63/Е64, Е70, Е71, Е83, Е90-Е93.
Технические характеристики моторов серии BMW M57: M57d30 и другие
Множественность моделей двигателей предполагает и значительные отличия в их параметрах. В таблице приведены данные на 5 наиболее востребованных модификаций ДВС БМВ М57.
Показатели | M57D25 | M57D25TU (M57TUD25) | M57D30
|
M57D30TU (M57TUD30) | M57D30TU2 (M57TU2D30) |
Рабочий объём, см³ | 2497 | 2497 | 2926 | 2993 | 2993 |
Мощность при частоте вращения вала 4000 об./мин., л. с. | 163 | 177 | 184, 193 | 204-272 | 197-286 |
Крутящий момент на оборотах 2000-3000 в минуту, Нм | 350 | 400 | 390, 410 | 410-560 | 400-580 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 80/82,8 | 80/82,8 | 84/88 | 84/90 | 84/90 |
Степень сжатия | 18 | 18 | 18 | 16,5-18,0 | 17-18 |
Гидрокомпенсаторы | да | да | да | да | да |
Фазорегулятор | нет | нет
|
нет | нет | нет |
Расход топлива, л на 100 км в среднем | 6,7-8,2 | 4,7-7,8 | 8,4-9,1 | 9-10 | 6,9-9,0 |
Ресурс до капремонта, тыс. км пробега авто | 400 | 350 | 400 | 350 | 300 |
Вес двигателя БМВ М57 в зависимости от модификации изменяется от 180 до 220 кг. Система смазки моторов – комбинированная: под давлением и разбрызгиванием, вместимость смазочной гидросистемы – 6,8-8,3 л, расход масла – до 700 г/1000 км. Рабочая температура движка – 90°С.
Дизтопливо из бака подаётся электронасосом к топливному насосу высокого давления (ТНВД), который питает ДВС топливом через гидроаккумулятор форсунки дизеля.

Особенности конструкции дизеля М57
Рядное расположение 6 цилиндров двигателя предопределило продольное расположение силового агрегата под капотом автомобилей. Такая схема компоновки рабочих камер сгорания обеспечивает уравновешенность, сбалансированность всей конструкции ДВС, что способствует повышенному ресурсу движка М57: обычный пробег до капремонта ≥500 тыс. км. Отличительные особенности двигателей БМВ этой серии:
- оснащение коленчатого вала 12-ю противовесами-балансирами;
- вместо привычного для многих марок моторов ремня, в приводе газораспределительного механизма (ГРМ) используется цепная передача от коленвала на 2 распредвала с цепью однорядного типа;
- особая геометрия поршневого днища, обеспечивающая оптимальную конфигурацию камеры сгорания для воспламенения топливной смеси;
- управление клапанами в ГРМ не прямое, а через рычаги;
- впрыск дизтоплива посредством аккумулирующей топливо под постоянным давлением рампы, использование вихревых заслонок для перекрытия впускных каналов;
- электронная подстройка лопаток турбокомпрессора наддува воздуха.

Повышению ресурса двигателя способствует также мощный крутящий момент на сравнительно низких оборотах коленчатого вала.
Модификации двигателя BMW M57
У версии мотора объёмом 2.5 л конструкция изменялась лишь однажды: в 2004 г., когда укоротили ход поршней, установили новый турбокомпрессор Garrett GT2056V. Спустя 3 года литраж 2.5 был упразднён в пользу 3-литровой модификации M57D30TU2. История преобразований дизеля BMW M57 выглядит так:
Финишная модель линейки турбодизелей М57 оснащалась двумя турбокомпрессорами, способными создавать наддув воздуха давлением до 2 бар (кг/см²).
Сильные стороны мотора
Двигатели из линейки 6-цилиндровых дизелей БМВ М57 неоднократно премировалась на международных конкурсах как лучшие силовые агрегаты объёмом 2.5-3.0 л. Основания для признания достоинств немецких моторов следующие:
- надёжная цепь привода распредвалов ГРМ: ресурс составляет 300 тыс. км пробега, но обычно её не заменяют в течение всего времени эксплуатации движка;
- улучшающая смешивание горючей смеси конусная выемка в днищах поршней;
- уравновешенность вращающегося коленчатого вала: двигатель в работе почти неподвижен;
- применение впускной системы топлива Common Rail с аккумулирующей давление рампой;
- оснащённость всех модификаций мотора турбонаддувом с одним или двумя турбонагнетателями с электронным регулированием геометрии крыльчатки;
- охлаждение наддуваемого воздуха интеркулером, что способствует увеличению объёма вдуваемого кислорода;
- электронный контроль уровня масла в системе смазки двигателя.

Чтобы турбодизель М57 соответствовал экологическим нормам, его оснастили впускным устройством с вихревыми заслонками. Улучшению очистки выхлопных газов, снижению расхода дизтоплива способствует применение во впрыске точно контролирующих интервал впрыска пьезоинжекторов вместо электромагнитных форсунок.
Недостатки, поломки и проблемы М57
Неполадки возникают со всякой техникой по разным причинам: несовершенство конструкции, нарушения инструкций по эксплуатации, обслуживания машины, заправка некачественным топливом, моторным маслом. С пробегом 250-300 тыс. км проблемы могут возникать и у двигателей BMW М57. Наиболее часто отмечаются такие поломки, неисправности:
- Перегрев мотора. Возникает по недосмотру водителя: контроль уровня антифриза, чистый радиатор, качественное масло в мотор – рецепт избежать проблемы.
- Отказ клапана рециркуляции картерных газов. Обнаруживается по оседанию масляных паров внутри патрубков до турбины и к интеркулеру – типичная неисправность ДВС БМВ.
- Разрушение гидравлических опор двигателя. Конструкция гидроопор – электровакуумная, ресурс – 200 тыс. км. Выход – своевременная замена.
- Отрыв вихревой заслонки в коллекторе впуска. Попавшие в камеру сгорания детали могут привести к дорогостоящему ремонту. Кардинальное решение – удалить ненадёжную конструкцию с изменением программы ЭБУ – электронного блока управления двигателем, не дожидаясь аварийной ситуации.
- Ненадёжность коллекторов М57 TU-версий. Впускной распределитель – пластмассовый, от времени и давления может растрескиваться, как результат – потеря мощности ДВС, а выпускной коллектор – из стали, может прогорать, пропускать газы. Ранее на М57 ставили чугунные распределители, как и выходят из положения при поломке более современных коллекторов.
Внимание! Движок М57 требователен к качеству дизтоплива: заправка соляркой сомнительного происхождения сокращает установленный в 100 тыс. км ресурс форсунок, вызывает преждевременный износ регулятора давления топлива.
Регламент обслуживания и слабые места
Техобслуживание (ТО) двигателя предполагает проверку технического состояния ДВС перед каждым выездом со стоянки, периодические осмотры, диагностики, замены расходных материалов, сезонные обслуживания зима-лето.

Интервал ТО измеряется временными отрезками или километражом пробега авто. Содержание операций обслуживания турбодизелей М57 с отсчётом периодичности в тысячах километров:
- 10 – обновление моторного масла, масляного и воздушного фильтров;
- 30 – замена топливного фильтровального устройства тонкой очистки;
- 80 – перемонтаж приводного ремня генератора;
- 100 – проверка свечей накала, при необходимости – сменить;
- 120 – обновление охлаждающей жидкости (по времени выполняется 1 раз в 3 года);
- 160 – замена: деталей ремённой передачи привода генератора (ролики, подшипник, втулка) и самого электроприбора, шкива-демпфера коленвала, помпы или её основных частей, верхнего датчика лямбда-зонд;
- 180 – обновление: турбокомпрессора одного или двух, цепи в приводе ГРМ, прокладки ГБЦ и сальников коленчатого вала;
- 200 – смена опорных подушек дизеля, датчика лямбда- зонд нижнего для выхлопных газов;
- 220 – замена аккумуляторной батареи.

Данный регламент обслуживаний дизелей М57 действителен для эксплуатируемых в городской черте автомобилей. При поездках по пыльным дорогам, заправках топливом и маслом низкого качества интервал обслуживаний сокращается до 7 тыс. км.
Запас прочности турбины – 300-400 тыс. км пробега авто, но ресурс турбокомпрессора будет значительно ниже такого показателя, если заливать в систему смазки двигателя моторное масло низкого качества.
Тюнинг двигателя BMW M57
Мощные силовые агрегаты усовершенствовать для увеличения тяги стандартными методами в виде увеличения рабочего объёма или заменой штатных распредвалов на спортивные мало смысла. Ненамного (до 40 дополнительных сил) повысить мощность М57, сделать двигатель более экономичным удобно с помощью чип тюнинга: для этого достаточно перепрограммировать управляющий мотором блок ЭБУ.

Прошивкой в сочетании с изменением механики устраняются и некоторые конструктивные огрехи движков:
- Опасность отрыва вихревых заслонок. Ненадёжную конструкцию удаляют, ставят заглушки, а ЭБУ перенастраивают под работу в условиях отсутствия завихрений воздуха.
- Избыточная тепловая нагрузка на движок от сажевого фильтра. Демонтаж фильтрующего устройства сопровождается чип-тюнингом.
- Отключение клапана в системе рециркуляции газов из картера. Одновременно демонтируется и неэффективный теплообменник, после чего производится перенастройка ЭБУ.
Дополнительные 10-20 л. с. от М57 можно получить за счёт установки в систему выхлопа турбодизеля даунпайпа (Downpipe – водосточная труба). Назначение устройства – более быстрый отвод выхлопных газов от двигателя.
Цена двигателя
В продажу поступают преимущественно контрактные моторы BMW M57: ввезённые в Россию из-за границы ранее эксплуатировавшиеся в иных государствах силовые агрегаты, не выработавшие свой ресурс и снятые с машин. Таким двигателям проводят диагностику, продают с документами и гарантией.

Модификаций у ДВС М57 много, что определяет и большой разброс цен, значение имеют также и пробег, комплектация, состояние мотора. На конец первого полугодия 2023 г. минимальный ценник на б/у турбодизель – 38 тыс. рублей, максимальный – 520 тысяч. Примеры стоимости дизельных двигателей М57:
- Двигатель М57 модели 306D2 объёмом 3.0 л 2008 года выпуска в сборе с навесным оборудованием, снятый с пробежавшего 103 тыс. км авто, предлагается за 105 тысяч.
- Трёхлитровый мотор БМВ М57 модели D30TU2 (306D3) в сборе мощностью 235 л. с. продается за 160 тыс. руб.
- Движок в сборе 3.0 л М57 D30 мощностью 286 л. с., который стоит на авто и заводится, но без навесного оборудования – 230000 рублей.
- Мотор 286-сильный, со склада, с пробегом 87 тыс. км марки М57 N2 306D5 в отличном состоянии без навески продают за 310 тысяч. Примерно такой же турбодизель, но в полной комплектации – за полмиллиона.
Из обзора понятно, что двигатели БМВ М57 обладают вполне современными характеристиками, надёжны, а те недостатки, что в них имеются, можно устранить с помощью упрощений и чип-тюнинга. Выбор по цене достаточно широкий, чтобы удовлетворить автолюбителей с любой толщиной кошелька.
С какими поломками двигателя БМВ М57 вы сталкивались?
Отмечу, что это действительно мощный и надежный турбодизель. У него хорошая топливная экономичность для мощного двигателя, что позволяет сэкономить немного на бензине.
Минус его в относительно высокой стоимости замены турбин, если они вдруг выйдут из строя.
В целом, БМВ М57 – хороший двигатель с отличной производительностью и надежностью.
Больше всего мне понравились – это его характеристики. Да, М57 – это турбодизель, и он очень экономичен. Каждый раз, когда я заправлялся, радовался, что расход топлива держится на приемлемом уровне, что очень важно, особенно если много по городу ездишь. Но, блин, динамика у него тоже порадовала. Ведь это дизель, а ощущения, как будто на бензиновой машине гоняешь – моментальный отклик.
Неплохие движки. Купил такого бумера в 2010 году, пригнали из Европы. Один владелец, не битый, пробег чуть больше 100 тысяч. Первым делом спилил все заслонки. На данный момент пробег уже 400 тысяч.