Двигатель БМВ М57 (10 фото): технические характеристики, описание мотора, плюсы и минусы BMW M57, слабые места турбодизеля

Моторы BMW

Производство дизельного двигателя М57 немецкой автомобильной компании BMW началось в 1998 г. и продолжалось в течение 15 лет. На дворе уже 2023 год, силовые агрегаты многочисленных модификаций М57-го движка постепенно устаревают, но остаются востребованными в среде автолюбителей благодаря высокой надёжности, экономичности. Для ознакомления с конструкцией, характеристиками, иными качествами дизелей БМВ серии М57 приверженцам иностранных моторов предлагается их краткий обзор.

Общее описание двигателя М57: фото

Всего насчитывается до десятка версий исполнения движка, отличающихся рабочим объёмом – 2.5-3.0 л, мощностью – 150-286 л. с. при неизменных 6 расположенных в ряд цилиндрах. Блок цилиндров мог быть отлитым из чугуна или алюминиевого сплава, а головка (ГБЦ) – всегда из алюминия и оснащалась 2-мя распредвалами с клапанным механизмом из 4 клапанов на каждый цилиндр. Распределительные валы приводятся в действие от коленвала с помощью цепной передачи.

М57 - это рядный шестицилиндровый дизельный двигатель с водяным охлаждением и турбонаддувом
М57 – это рядный шестицилиндровый дизельный двигатель с водяным охлаждением и турбонаддувом

Охлаждение водяное, все модели оснащены турбонаддувом с промежуточным охладителем воздуха – интеркулером. За время производства выпущено 3 поколения моторов:

  • первые двигатели были с чугунным блоком цилиндров и одним турбокомпрессором Garrett GT2556V;
  • моторы серии TU также с остовом из чугуна – с 2002 года и компрессорами марок GT2056V, GT2260V;
  • движки с индексом TU2 (двойной наддув) в обозначении получили цилиндрические гнёзда в алюминиевой отливке, выпускались с 2005 г. в комплектации GT2260VK или парой турбокомпрессоров BorgWarner BV39 и K26.

На всех моторах М57 применена топливная система впрыска под названием Common Rail – разработка компании Bosch. Суть технологии заключается в подаче дизтоплива к форсункам от общего аккумулирующего устройства высокого давления, называемого топливной рампой.

Система Common rail
Система Common rail

На какие автомобили ставился мотор БМВ М57

Первые моторы серии устанавливались в 1998 г. на автомобилях BMW с кузовами Е39, Е38, Е46, а по мере совершенствования двигателя его ставили на другие модели концерна, включая кроссоверы и спорткупе. Список машин, комплектовавшихся турбодизелями М57 в различных их модификациях:

  • BMW 3-Series: Е46 (кабриолет, седан, купе, универсал, компакт, туринг) до 2006 г., Е90-Е93 с 2005 по 2012 г.г.;
  • БМВ 5 серии: Е39 – до 2004 года, Е60, Е61 – 2003-2010;
  • 6-Series^ T63? T64 – 2007-2010 u/u/$
  • BMW 7: Е38 – до 2001 г., Е65 – 2001-2008;
  • модели кроссоверов БМВ: Х3 Е83 – джип 5-дверный, Х5 – Е53 и Е70, Х6 Е71 в период с 2001 по 2010 г.г.;
  • Opel Omega B (V94) – 2001-2003 г.;
  • Range Rover 3 поколения (L322) 2002-2006.

Самый мощный двигатель М57 серии TU2 – 3.0-литровый 286-сильный ДВС M57D30TÜTOP, который устанавливался на автомобили BMW вплоть до 2013 года. Это машины с кузовами: Е60 и Е61, Е63/Е64, Е70, Е71, Е83, Е90-Е93.

Технические характеристики моторов серии BMW M57: M57d30 и другие

Множественность моделей двигателей предполагает и значительные отличия в их параметрах. В таблице приведены данные на 5 наиболее востребованных модификаций ДВС БМВ М57.

Показатели M57D25 M57D25TU (M57TUD25) M57D30

 

M57D30TU (M57TUD30) M57D30TU2 (M57TU2D30)
Рабочий объём, см³ 2497 2497 2926 2993 2993
Мощность при частоте вращения вала 4000 об./мин., л. с. 163 177 184, 193 204-272 197-286
Крутящий момент на оборотах 2000-3000 в минуту, Нм 350 400 390, 410 410-560 400-580
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 80/82,8 80/82,8 84/88 84/90 84/90
Степень сжатия 18 18 18 16,5-18,0 17-18
Гидрокомпенсаторы да да да да да
Фазорегулятор нет нет

 

нет нет нет
Расход топлива, л на 100 км в среднем 6,7-8,2 4,7-7,8 8,4-9,1 9-10 6,9-9,0
Ресурс до капремонта, тыс. км пробега авто 400 350 400 350 300

Вес двигателя БМВ М57 в зависимости от модификации изменяется от 180 до 220 кг. Система смазки моторов – комбинированная: под давлением и разбрызгиванием, вместимость смазочной гидросистемы – 6,8-8,3 л, расход масла – до 700 г/1000 км. Рабочая температура движка – 90°С.

Дизтопливо из бака подаётся электронасосом к топливному насосу высокого давления (ТНВД), который питает ДВС топливом через гидроаккумулятор форсунки дизеля.

Вес двигателя M57 по каталогу составляет 220 кг
Вес двигателя M57 по каталогу составляет 220 кг

Особенности конструкции дизеля М57

Рядное расположение 6 цилиндров двигателя предопределило продольное расположение силового агрегата под капотом автомобилей. Такая схема компоновки рабочих камер сгорания обеспечивает уравновешенность, сбалансированность всей конструкции ДВС, что способствует повышенному ресурсу движка М57: обычный пробег до капремонта ≥500 тыс. км. Отличительные особенности двигателей БМВ этой серии:

  • оснащение коленчатого вала 12-ю противовесами-балансирами;
  • вместо привычного для многих марок моторов ремня, в приводе газораспределительного механизма (ГРМ) используется цепная передача от коленвала на 2 распредвала с цепью однорядного типа;
  • особая геометрия поршневого днища, обеспечивающая оптимальную конфигурацию камеры сгорания для воспламенения топливной смеси;
  • управление клапанами в ГРМ не прямое, а через рычаги;
  • впрыск дизтоплива посредством аккумулирующей топливо под постоянным давлением рампы, использование вихревых заслонок для перекрытия впускных каналов;
  • электронная подстройка лопаток турбокомпрессора наддува воздуха.
Коленчатый вал имеет 12 балансиров (противовесов)
Коленчатый вал имеет 12 балансиров (противовесов)

Повышению ресурса двигателя способствует также мощный крутящий момент на сравнительно низких оборотах коленчатого вала.

Модификации двигателя BMW M57

У версии мотора объёмом 2.5 л конструкция изменялась лишь однажды: в 2004 г., когда укоротили ход поршней, установили новый турбокомпрессор Garrett GT2056V. Спустя 3 года литраж 2.5 был упразднён в пользу 3-литровой модификации M57D30TU2. История преобразований дизеля BMW M57 выглядит так:

Двигатель БМВ М57 (10 фото): технические характеристики, описание мотора, плюсы и минусы BMW M57, слабые места турбодизеля 1. Движок M57D30 в первом варианте выпускался в 1998-2003 г.г., модернизировался с 2000 по 2004 г. трижды в вариациях сочетания мощности мотора и крутящего момента.
Турбодизель M57TUD30 2. Турбодизель M57TUD30: добавочные буквы в маркировке TU – technical upgrade, что означает техническое усовершенствование. Версия первая (218-сильная) выпускалась в 2002-2006 годах, а другая, с уменьшенной до 204 л. с. мощностью, – с 2003 г. Топовая модель M57D30T1/M57TU TOP (2004-2007 г.г.) обеспечивала тягу в 272 силы.
Мотор M57TU2D30 3. Мотор M57TU2D30, период выпуска 2006-2010 г. Первая модернизация – до 231 л. с. состоялась в 2005-2008 г.г., вторая – повышение крутящего момента до 520 Нм, третья – доведение мощностных показателей до 235 сил при усилии вращения 500. Последнее усовершенствование 2006-2012 г.г. – 286-сильный мотор M57D30T2/M57TU2 TOP с крутящим моментом 580 Нм.

Финишная модель линейки турбодизелей М57 оснащалась двумя турбокомпрессорами, способными создавать наддув воздуха давлением до 2 бар (кг/см²).

Сильные стороны мотора

Двигатели из линейки 6-цилиндровых дизелей БМВ М57 неоднократно премировалась на международных конкурсах как лучшие силовые агрегаты объёмом 2.5-3.0 л. Основания для признания достоинств немецких моторов следующие:

  • надёжная цепь привода распредвалов ГРМ: ресурс составляет 300 тыс. км пробега, но обычно её не заменяют в течение всего времени эксплуатации движка;
  • улучшающая смешивание горючей смеси конусная выемка в днищах поршней;
  • уравновешенность вращающегося коленчатого вала: двигатель в работе почти неподвижен;
  • применение впускной системы топлива Common Rail с аккумулирующей давление рампой;
  • оснащённость всех модификаций мотора турбонаддувом с одним или двумя турбонагнетателями с электронным регулированием геометрии крыльчатки;
  • охлаждение наддуваемого воздуха интеркулером, что способствует увеличению объёма вдуваемого кислорода;
  • электронный контроль уровня масла в системе смазки двигателя.
Ресурс цепи моторов BMW M57 рассчитан на 300 тыс. км
Ресурс цепи мотора BMW M57 рассчитан на 300 тыс. км пробега

Чтобы турбодизель М57 соответствовал экологическим нормам, его оснастили впускным устройством с вихревыми заслонками. Улучшению очистки выхлопных газов, снижению расхода дизтоплива способствует применение во впрыске точно контролирующих интервал впрыска пьезоинжекторов вместо электромагнитных форсунок.

Недостатки, поломки и проблемы М57

Неполадки возникают со всякой техникой по разным причинам: несовершенство конструкции, нарушения инструкций по эксплуатации, обслуживания машины, заправка некачественным топливом, моторным маслом. С пробегом 250-300 тыс. км проблемы могут возникать и у двигателей BMW М57. Наиболее часто отмечаются такие поломки, неисправности:

  1. Перегрев мотора. Возникает по недосмотру водителя: контроль уровня антифриза, чистый радиатор, качественное масло в мотор – рецепт избежать проблемы.
  2. Отказ клапана рециркуляции картерных газов. Обнаруживается по оседанию масляных паров внутри патрубков до турбины и к интеркулеру – типичная неисправность ДВС БМВ.
  3. Разрушение гидравлических опор двигателя. Конструкция гидроопор – электровакуумная, ресурс – 200 тыс. км. Выход – своевременная замена.
  4. Отрыв вихревой заслонки в коллекторе впуска. Попавшие в камеру сгорания детали могут привести к дорогостоящему ремонту. Кардинальное решение – удалить ненадёжную конструкцию с изменением программы ЭБУ – электронного блока управления двигателем, не дожидаясь аварийной ситуации.
  5. Ненадёжность коллекторов М57 TU-версий. Впускной распределитель – пластмассовый, от времени и давления может растрескиваться, как результат – потеря мощности ДВС, а выпускной коллектор – из стали, может прогорать, пропускать газы. Ранее на М57 ставили чугунные распределители, как и выходят из положения при поломке более современных коллекторов.

Внимание! Движок М57 требователен к качеству дизтоплива: заправка соляркой сомнительного происхождения сокращает установленный в 100 тыс. км ресурс форсунок, вызывает преждевременный износ регулятора давления топлива.

Регламент обслуживания и слабые места

Техобслуживание (ТО) двигателя предполагает проверку технического состояния ДВС перед каждым выездом со стоянки, периодические осмотры, диагностики, замены расходных материалов, сезонные обслуживания зима-лето.

Регулярное техническое обслуживание двигателя является залогом его продолжительной работы
Регулярное техническое обслуживание двигателя является залогом его продолжительной работы

Интервал ТО измеряется временными отрезками или километражом пробега авто. Содержание операций обслуживания турбодизелей М57 с отсчётом периодичности в тысячах километров:

  • 10 – обновление моторного масла, масляного и воздушного фильтров;
  • 30 – замена топливного фильтровального устройства тонкой очистки;
  • 80 – перемонтаж приводного ремня генератора;
  • 100 – проверка свечей накала, при необходимости – сменить;
  • 120 – обновление охлаждающей жидкости (по времени выполняется 1 раз в 3 года);
  • 160 – замена: деталей ремённой передачи привода генератора (ролики, подшипник, втулка) и самого электроприбора, шкива-демпфера коленвала, помпы или её основных частей, верхнего датчика лямбда-зонд;
  • 180 – обновление: турбокомпрессора одного или двух, цепи в приводе ГРМ, прокладки ГБЦ и сальников коленчатого вала;
  • 200 – смена опорных подушек дизеля, датчика лямбда- зонд нижнего для выхлопных газов;
  • 220 – замена аккумуляторной батареи.
Замену аккумуляторной батареи следует проводить через каждые 220 тыс. км пробега
Замену аккумуляторной батареи следует проводить через каждые 220 тыс. км пробега

Данный регламент обслуживаний дизелей М57 действителен для эксплуатируемых в городской черте автомобилей. При поездках по пыльным дорогам, заправках топливом и маслом низкого качества интервал обслуживаний сокращается до 7 тыс. км.

Запас прочности турбины – 300-400 тыс. км пробега авто, но ресурс турбокомпрессора будет значительно ниже такого показателя, если заливать в систему смазки двигателя моторное масло низкого качества.

Тюнинг двигателя BMW M57

Мощные силовые агрегаты усовершенствовать для увеличения тяги стандартными методами в виде увеличения рабочего объёма или заменой штатных распредвалов на спортивные мало смысла. Ненамного (до 40 дополнительных сил) повысить мощность М57, сделать двигатель более экономичным удобно с помощью чип тюнинга: для этого достаточно перепрограммировать управляющий мотором блок ЭБУ.

Для улучшения мощностных характеристик двигателя рекомендуется провести чип тюнинг
Для улучшения мощностных характеристик двигателя рекомендуется провести чип тюнинг

Прошивкой в сочетании с изменением механики устраняются и некоторые конструктивные огрехи движков:

  1. Опасность отрыва вихревых заслонок. Ненадёжную конструкцию удаляют, ставят заглушки, а ЭБУ перенастраивают под работу в условиях отсутствия завихрений воздуха.
  2. Избыточная тепловая нагрузка на движок от сажевого фильтра. Демонтаж фильтрующего устройства сопровождается чип-тюнингом.
  3. Отключение клапана в системе рециркуляции газов из картера. Одновременно демонтируется и неэффективный теплообменник, после чего производится перенастройка ЭБУ.

Дополнительные 10-20 л. с. от М57 можно получить за счёт установки в систему выхлопа турбодизеля даунпайпа (Downpipe – водосточная труба). Назначение устройства – более быстрый отвод выхлопных газов от двигателя.

Цена двигателя

В продажу поступают преимущественно контрактные моторы BMW M57: ввезённые в Россию из-за границы ранее эксплуатировавшиеся в иных государствах силовые агрегаты, не выработавшие свой ресурс и снятые с машин. Таким двигателям проводят диагностику, продают с документами и гарантией.

Приобрести контрактные двигатели BMW M57 с пробегом можно на вторичном рынке
Приобрести контрактные двигатели BMW M57 с пробегом можно на вторичном рынке

Модификаций у ДВС М57 много, что определяет и большой разброс цен, значение имеют также и пробег, комплектация, состояние мотора. На конец первого полугодия 2023 г. минимальный ценник на б/у турбодизель – 38 тыс. рублей, максимальный – 520 тысяч. Примеры стоимости дизельных двигателей М57:

  1. Двигатель М57 модели 306D2 объёмом 3.0 л 2008 года выпуска в сборе с навесным оборудованием, снятый с пробежавшего 103 тыс. км авто, предлагается за 105 тысяч.
  2. Трёхлитровый мотор БМВ М57 модели D30TU2 (306D3) в сборе мощностью 235 л. с. продается за 160 тыс. руб.
  3. Движок в сборе 3.0 л М57 D30 мощностью 286 л. с., который стоит на авто и заводится, но без навесного оборудования – 230000 рублей.
  4. Мотор 286-сильный, со склада, с пробегом 87 тыс. км марки М57 N2 306D5 в отличном состоянии  без навески продают за 310 тысяч. Примерно такой же турбодизель, но в полной комплектации – за полмиллиона.

Из обзора понятно, что двигатели БМВ М57 обладают вполне современными характеристиками, надёжны, а те недостатки, что в них имеются, можно устранить с помощью упрощений и чип-тюнинга. Выбор по цене достаточно широкий, чтобы удовлетворить автолюбителей с любой толщиной кошелька.

С какими поломками двигателя БМВ М57 вы сталкивались?

Оцените статью
Pro-Motory.ru
Добавить комментарий

  1. Дмитрий

    Отмечу, что это действительно мощный и надежный турбодизель. У него хорошая топливная экономичность для мощного двигателя, что позволяет сэкономить немного на бензине.
    Минус его в относительно высокой стоимости замены турбин, если они вдруг выйдут из строя.
    В целом, БМВ М57 – хороший двигатель с отличной производительностью и надежностью.

    Ответить
  2. Федор

    Больше всего мне понравились – это его характеристики. Да, М57 – это турбодизель, и он очень экономичен. Каждый раз, когда я заправлялся, радовался, что расход топлива держится на приемлемом уровне, что очень важно, особенно если много по городу ездишь. Но, блин, динамика у него тоже порадовала. Ведь это дизель, а ощущения, как будто на бензиновой машине гоняешь – моментальный отклик.

    Ответить
  3. Виктор

    Неплохие движки. Купил такого бумера в 2010 году, пригнали из Европы. Один владелец, не битый, пробег чуть больше 100 тысяч. Первым делом спилил все заслонки. На данный момент пробег уже 400 тысяч.

    Ответить